Концерт Артура Альпера в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И.ГлинкиИван Игнатьевич Христичев
О творчестве
Колорит, который дышит энергией. Тропинка, два обгорелых с войны дерева, и тишина вокруг необъятных степей,- вот таким полотном открывается экспозиция картин в Савинском Доме культуры. Ее автор, художник Иван Христичев, наш земляк, который в настоящее время живет и работает в Москве. Этой картиной открывается выставка, она насчитывает около пятидесяти творений. Иван Христичев с вершин современной жизни, памятью своего сердца, возвращается в давно прошедшие годы военного времени, забытую жизнь, в дни своего детства, на свою родную землю. В этом восприятии окружающего мира появилась необходимая потребность разума, душевной свободы и состояния души.
Основные творения и образы, начинаются с полотен «Здесь стояли насмерть», «Песня в солдатской шинели», «Бывалый солдат», «Мирное небо». Данный раздел выставки, является самым важным, содержательным, интересным. В нем не просто прошлое, а то, с чего начинается отсчет времени нашего поколения. Свидетельством всему этому многочисленные отзывы трудового коллектива Савинского сахарного завода, Элеватора, школьников, и других посетителей выставки, которые пришли к однозначному выводу: «Все знакомое, все такое близкое и родное, что придает творениям, небывалое жизненное утверждение, истинное искусство, - которое служит народу. Основой в творчестве художника являются деревенские околицы давно прошедшего времени, пейзажи - уголки той земли, на которой он вырос. Стоят в одном тематическом ряду «Донец под Норцовкой», «Белое Озеро», «Вечерняя тишина», «Ночь в Залимане», «Осенний вечер», и другие полотна.
Мысли, образы, цвета, звуки, - все это как-бы наполняется чистыми родниками земли, дышит Вселенской энергией, которая никогда не иссякнет и не пропадет. Вдумчиво рассматривая полотна Ивана Игнатьевича, видишь, что его картины впитали историю, быт, природу. Можно и необходимо отдельно говорить о женских образах. Мать, жена, целеустремлённая труженица, творец семейного благосостояния, занимает центральное место в творчестве художника.
Давайте внимательно присмотримся к полотнам Христичева, последуем за ним и мы сумеем увидеть все разнообразие его таланта. Вот картина «Вместе», а вот «Бабушка Поля». С какой любовью выписано многострадальное лицо, с глубокими морщинами. Выцветшая от времени шаль, кофточка в горошек, и руки с мозолями, такая она для нас знакомая и любимая. А вот молодая мать с ребенком. Удивляет ее взгляд, в котором отразилось материнское счастье, и в тоже время горькая ирония судьбы. Так представляется, что с ней что-то случилось, наверное, какое-то неприятное приключение, посланное матушкой-судьбой. Возникает простое человеческое желание, подойти и помочь, взять на себя ее боль и жизненные невзгоды.
Палитра художника - светлая и чистая, пластично выразительная, предметная и одухотворенная.
Работа на Храме Спасителя |
|
Главное кредо творчества И. Христичева, нашего земляка: «Я готов Родина моя,- отвечать за тебя, как твой сын, как и ты, отвечаешь перед всеми людьми за меня».
Просто удивительно, что человеческая рука способная так отобразить удивительную красоту окружающего нас Мира. Кажется, стоит переступить раму картины, - и ты войдешь в прекрасную сказку.
«Большая благодарность живописцу за то наслаждение, то волнение, которое он щедро дарит людям». Эту запись в книге отзывов на персональной выставке в 1984 году оставили ученики Савинской средней школы. Они не знали, что чудесные творения, которые так растрогали их, написаны человеком, который, будучи годовалым ребенком, чудом остался живой в начале Великой Отечественной войны. Летчик немецкого самолета охотился за матерью с ребенком на руках. Матрёна Тимофеевна, как загнанная лань, прижимала к груди своего сына, убегала и пряталась в воронках от бомб. Обнимала землю, как бы с ней сливалась, чтоб ее не заметил фашист. Но немецкого аса сильно захватил азарт охотника. Летчик не увидел высокую гору из мела, он врезался в нее и взорвался, в тридцати метрах от спрятавшихся в воронке женщины с ребенком. А когда Ивану исполнилось девять лет советские правоохранительные органы арестовали его по подозрении в грабеже. Две недели продержали Ивана в дежурной части милиции; допрашивали, стращали, пистолет на него направляли, грозили повесить вниз головой.
И суть не в том, что зрители не знали, счастлив художник или нет, сумевший разбудить в сердцах их ощущение красоты и добра, коснуться тех сокровенных струн души, которые возвышают человека, делают его мудрее и прекраснее. «Да, я очень счастливый,- говорит Иван Игнатьевич. Человек – это неотъемлемая частица Вселенной, если хотите, частичка самого Бога – Творца и, конечно, писать людей, писать природу созданную Богом – Творцом очень трудно, но бесконечно интересно. Лучше с головой окунуться в омут творческой, одержимой жизни, чем беспричинно впустую растрачивать время на пагубные привычки.
Художник остается наедине со своими творениями, глубоко волнуется и переживает, когда выставляет на обозрения созданные произведения. Он сгорает от стыда и проявляет свое недовольство, ему представляется, что если бы еще чуть - чуть поработал, то получилось бы гораздо лучше. Творчество – бесконечный процесс. И очень приятно становится на душе, потому, что живешь и работаешь не напрасно. Эмоции, возникающие у художника во время творческого процесса, вселяются вместе с энергией в его холсты. Думается, что время, потрачено на создание произведений не зря. На художников возложена особая ответственность - воспитывать чувство любви: к земле, животным, растениям, ко всему доброму и благородному, что нас окружает.
Иван Игнатьевич – стихийный художник, он как бы торопиться успеть больше сделать. Он стремится выхватить основную суть происходящих событий из жизни. Воспевает все прекрасное, чтобы обогатить наши сердца и разум видением природы, как матери всего живого и радостного. Он на себе испытал все ужасы войны, несправедливости и лжи, поэтому утверждает красоту жизни. Иван Игнатьевич идет избранным путем, с горячей страстью и Божественной любовью, всматриваясь в жизнь природы, прислушиваясь к ее затаённым голосам, восхищаясь ее неувядаемой красотой.
Творчество Христичева не сразу стало заметным в человеческом понимании живописных приёмов и манеры исполнения. Его первые попытки отобразить красоту родного края, навеянные мечтательностью натуры, ещё далекие от совершенства. Но уже в них ощутимо зарождение незаурядной способности войти в таинственный мир красок и бесконечных в своем разнообразии оттенков, испытывать единение с дорогой, знакомой с детства землей.
Совершенные технические приемы, собственное видение и умение передать разные состояния природы приходят не сразу. Он усердно изучает работы своего великого земляка И.Е.Репина, учится под руководством заслуженного художника Г.А. Томенко, К.А. Таньпетра. Годы упорного труда принесли прекрасные результаты, и главное из них, – умение с философской глубиной изображать обилие красок и оттенков окружающей действительности. И хотя некоторые его работы еще грешат неоправданной пестротой и декоративностью, иллюзорностью, в целом ощущается неудержимое движение в овладении мастерством, в умении вызвать у зрителя радость.
Названия работ говорят сами за себя – «Хозяин земли», «Братья по разуму», «Молитва за грехи человечества», «Бегство Святого Семейства в Египет», «Соловей поет в тишине», «Утреннее благоухание», «Дорога к мастерству». Эти работы привлекают своей теплотой, простотой, искренностью. «Щедрым, добрым и нежным», - назвала Христичева Заслуженный художник России, руководитель картинной галереи современного искусства района «Выхино – Жулебино», Галина Георгиевна Иванченко.
|
Молитва за грехи человечества |
|
|
Иван Игнатьевич многогранный художник, он работает во многих жанрах: пишет сюжетные картины, пейзажи, портреты.
Работы мастера пронизаны символикой, но в тоже время каждая из них имеет конкретный смысл, радость или трагедию. Он художник с большим сердцем, тонкой натурой, глубоко чувствующий мир вокруг себя… Картина «Письма c 1941 года» была высоко оценена на выставке - конкурсе им. В.Попкова в Болгарском культурном центре. Работы пронизаны любовью и искренностью: «Портрет матери», «Сенокос на Донце», хотя не всегда удаётся реализовать первоначальный замысел картины, как этого хотелось бы (иногда этюдность превалирует над широтой и глубиной образа), лучшие картины и пейзажи художника – произведения высоко патриотического звучания. Уравновешенная цветовая гамма и колорит, тонально насыщенные, целостные и завершенные; они пленяют глубокими чувствами, поэтической непосредственностью, эмоциональностью цвета, эпичностью трактовки. Опытным глазом художника взвешено все: соотношение земли и неба, направление движения облаков, которые беспрерывным потоком возникают из глубины, создавая ощущение бесконечности пространства. | |
Освещенные косыми лучами солнца, свежескошенные стога сена доминируют на переднем плане полотна. Мягкий золотисто – зеленоватый колорит насыщен множеством оттенков, передающих изменчивое состояние великой природы. Это картина «Поющие хлеба». Такое же эпическое повествование присуще полотнам: «Забота», «Исцеление расслабленного», «Свадьба на велосипеде», «Чайка», «На родной Земле», «Переславль Залеский». Интересны суздальские полотна: «Запоздалая Весна», «Вместе», «Белое озеро», «Мужской монастырь». В этих произведениях художник раскрывает величественную красоту земли, на которой жили наши предки, на которой мы живем, и будут жить наши дети, внуки и будущие поколения…
Хотелось бы слегка прикоснуться к воспитательной роли произведений написанных Иваном Игнатьевичем. Как-то он ехал на своем автомобиле, его остановила женщина, и обратилась за помощью отвезти две большие сумки из контейнера к ней домой, слёзно умоляла. Очень сетовала на своего мужа: - рыдала и приговаривала, простоял три часа, ловил машину, но ему никто не остановил. Иван Игнатьевич по своему характеру мягкий и очень добрый, услужливый человек. Они подъехали к контейнеру выходит морской пират семнадцатого века, один глаз закрыт черной повязкой, голова забинтованная, а из повязки просочилась кровь. Погрузили баулы, тронулись, муж этой женщины, сел в машину и стал материться грязными похабными словами, проклинал свою жизнь, всё на белом свете. Был не в меру злой. И. Христичев достал из багажника иллюстрации со своих картин размером с почтовую открытку, пассажир взял в свои руки иллюстрации. Долго рассматривал и вдруг рассмеялся непосредственным детским хохотом. Внезапно замолчал. Покивал своей головой и произнес: - «Вот человек не напрасно живет, людям пользу приносит, и радует в беде других людей». | |
А еще И.И.Христичев – утонченный мастер фантастических полотен и сюжетов. Здесь он мечтательный, загадочный и глубоко проникающий в таинственные миры. Певец родной земли, человек большого счастливого сердца и светлого видения, Христичев дарит людям радость, счастье, познание вечной, неповторимой красоты.
И в заключение - выписки из книги отзывов с персональной выставки Христичева, которая экспонировалась в выставочном зале Управы «Выхино – Жулебино».
Иван Игнатьевич! Чудо как хороши ваши работы. В каждой чувствуется живое дыхание природы, настроение именно того периода года, о котором вы говорите языком красок. Я думаю, что даже человек, не имеющий возможности воочию часто видеть природу, увидев ваши полотна, с полнотой получит те душевные ощущения, тот восторг, что мы испытываем, живя в этом прекрасном мире, забывая всю мишуру грустной (порой) окружающей нас реальности. Ваши живописные полотна – это отдохновения, я бы сказала отдушина для души и разума, но в тоже время и глубокая философия жизни, нашей любимой и очень, прекрасной жизни. Спасибо Вам огромное, Сердцу Вашему, Вашей кисти, Вашему таланту. Здоровья Вам на долгую творческую жизнь. Рима Ненашева – Харитонова. 28 декабря 2005 года. |
Я полностью согласен с впечатлением Ненашевой Риммы о твоей, мой дорогой Иван, выставке. Могу только добавить самобытность творчества и энергетику всех произведений, и ее неповторимость. Особенно хочется отметить картину, «Письма из сорок первого года», глубину чувств, ее сопереживание. Продолжай в том же духе Ванечка, твой Вячеслав Харитонов. 28 декабря 2005 года. |
Удачи Вам, Иван Игнатьевич! Лучезарность и искренность Вашего искусства радует и избавляет наши души от многих невзгод. Спасибо тебе, наш любимый и уважаемый. Преподаватель Высшего Строгановского училища Геннадий Беляев
28 декабря 2005 года.
Примечание: В.Харитонов (род.1927 году, в г. Москве.) Известный художник, член международного художественного фонда, московское объединение художников. |
Дорогой Иван Игнатьевич!
С большим удовлетворением посмотрел экспозицию Вашей выставки. Все представленные работы выполнены с большим мастерством. Многие пейзажи напомнили мне мое детство, проведенное на Харьковщине, Это работы: «Балаклейка», «Сенокос на Донце» и др., а особенно подмосковные исторические места; «Суздаль», «Переславль – Залеский». Ваша работа «Письма из сорок первого года» потрясла своей неожиданной скорбью. Вспомнились погибшие на войне отец, дядя, брат Женя. Уважающий вас, ваш земляк
Владимир Андреевич Лысый. Учитель ИЗО школы № 704, САО. 9 декабря 2005 года. |
Прекрасная выставка истинно народного художника и педагога Ивана Игнатьевича Христичева. Интересные портреты, прекрасная природа юга и средней полосы России. Живописная манера художника напоминает манеру народного Костромского художника начала ХХ века Е.Честнякова.
В очень оригинальной манере написан библейский сюжет «Бегство Святого Семейства в Египет».
Историк, искусствовед, сотрудник журнала «Юный художник» Семен Белов 9 декабря 2005 года |
Я, педагог Заочного Народного Университета Искусств.
Титова Лидия Николаевна. Иван Игнатьевич Христичев, замечательный народный художник, учился в моей группе и окончил Народный Университет с отличием. Как-то при встрече
Он мне сказал: «Вы поставили меня на ноги». И став на ноги, Иван Игнатьевич оттолкнулся от земли, расправил свои крылья и полетел, Я желаю ему крепких крыльев и легкого
полета!!! ( Желаю творческих и очень радостных успехов)
Бывший педагог Заочного, Народного Университета Искусств.
Ветеран Труда, в настоящее время на заслуженном отдыхе Лидия Николаевна Титова. 9 декабря 2005 года. |
|
Copyright © Иван Христичев Все права защищены.
|
Дата: 05.02.2007 21:08 Copyright © Иван Христичев Все права защищены. |