Иван Христичев / Библиотека / Рассказы Ивана Христичева / Торжество искусства

Торжество искусства

Рассказ о перевоплощении отрицательного героя в положительного

Этот рассказ о том, как злой человек, похожий на английского пирата прошедших веков, просмотрел ручные работы, небольшие по размеру иллюстрации авторских картин, с обратной стороны иллюстрированных открыток прочитал самодеятельные стихи. После просмотра иллюстраций, он долго думал, вошел в транс задумчивости. По окончании увлеченного занятия, почесал у себя в затылке, и как веселый человек рассмеялся, пришел в детский восторг. Перевоплотился из злого демона в доброго гения и хорошего человека. На глазах своей истерзанной жены, сменил свой гнев на милость. Развеселился, рассмеялся и превратился в милого, красивого человека. Получилась поистине великая воспитательная сила искусства.

В середине девяностых годов, мне, автору этого рассказа, приходилось немного заниматься извозом, или, как в народе говорят: "Поехал бомбить". Заработаю на хлеб с солью, на краски, холст и кисти, и еду домой писать свои картины. Потребность в этой деятельности была великой, без этого невозможно было жить, потому что люблю живопись и поэзию больше своей жизни. Если изначально зарождался удачный день, и получалось быстро заработать на необходимость поддержания основных жизненных сил, то приезжал домой пораньше, ставил машину и садился за мольберт, заниматься своим любимым делом. Считаю своим долгом отметить, когда наработанная энергетическая основа постоянной любой человеческой деятельности не используется по своему назначению, эта энергия превращается в злейшего врага для автора породившего эту энергию, если хотите, эта энергия переходит в ржавчину, разъедающую душу своему родителю. Где хранится такая энергия, для меня является загадкой. Мне представляется, наработанная годами и накопленная в большом количестве, она храниться в самом человеке в его подсознании. Не писать свои картины я уже не мог, если день не порисую, я уже больной. Заканчиваю изливать свою душу, перехожу к рассказу.

Как-то выдался неудачный день в отношении быстрого заработка, и меня стечение случая, волна бедного клиента привели на юг Столицы. Еду на автомобиле, сам в мятежном состоянии. На скудный ужин заработал, а на бензин, краски, кисти, холсты и эксплуатацию автомобиля нет. Ехал я по Рязанскому бульвару, всё свое внимание сосредотачиваю на рассматривании обочины: не стоит ли случайный клиент?

Замечаю: стоит молодая красивая женщина, тянет правую руку и так усердно машет, а в левой руке носовой платок слезы вытирает, это она как актриса, старательно роль свою играет.

Я остановился, посочувствовал ее роли. Про себя отметил, возможно, какое-то горе дотронулось прекрасной женщины своим крылом. Она с милой нежной просьбой обратилась ко мне, а на губах еле заметная улыбка промелькнула: "Будьте снисходительны ко мне, выручайте, пожалуйста, меня, если можете и есть свободное время у вас".

Я её спрашиваю: "А что случилось смертельного?" Отвечает: "Да муж - садист первозданный, вымотал все нервы у меня, высушил все слёзы мои", и разрыдалась с причитаниями: "горилла несчастный, челнок-неудачник". Спрашиваю: "Чем же я могу вам помочь?"

"Да вот нужно забрать с контейнера два баула и привезти их домой".

"И это все, отчего же вы такая нервная? Всего то делов, какая причина вашего расстройства".

"Да мой муж, четыре часа простоял на этом самом месте, ловил такси, никто ему не остановился, все проезжали мимо этого урода. Прибегает ко мне, я ожидала его возле контейнера. Злой, как нечистая сила, рвет и мечет. Послал меня, и я битый час стою, никто не останавливается. Все деловые, проскакивают мимо меня. Спасибо вам, что хоть тормознули. Ради Бога умоляю вас, поехали, здесь рядом за углом, во дворе железнодорожные контейнеры. Мой муж вам хорошо заплатит, не дождавшись согласия, садится рядом с водителем".

Я включил передачу и поехал, заезжаю по руководству рядом сидящего штурмана во двор склада, где стоят железнодорожные контейнеры, пристально смотрю на контейнер, а из-за него выглядывает, ни дать ни взять, английский пират семнадцатого века. Меня пригвоздило к сидению, чуть не потерял сознание. На меня в упор смотрит одноглазая голова, повязанная черным с мелкими красными цветочками платком, завязанным на затылке. На правом глазе чёрная кожаная повязка, уходящая на лбу под платок. Через всю правую щёку глубокий красный шрам, по бокам шрама белые точки от хирургических ниток, я понял, что прошло не более суток, как сняли эти швы.

Я обратился к своему штурману, "Это он стоял на дороге, хотел, чтоб ему кто-то из таксистов остановился. Да вы что, он бы месяц стоял, ваш пират, и ему никто никогда бы не остановился".

А он стоит, с ноги на ногу переминается, матерится и плюется по сторонам, проклинает белый свет, в котором он живет, все это исходило от лютой ненависти и зверской злости. Быстро погрузились, один баул в задний багажник, второй на верхний над крышей кабины. Машина Жигули пятой модели простонала, со скрипом присела до самой земли. Меня как по сердцу ножом резанули, машина то новая была.

Пират с матом проскрипел: "Не сци мужик, не обижу, хорошо заплачу".

Я начинаю медленное движение, машина скрипит, из стороны в сторону качается, в душе червоточит нервная система. Пират сидит рядом, опустил со своей стороны стекло, курит одну за другой сигареты, закусывает отборным матом и плюет в окно. Не жизнь в этой семье, а сплошные маты и плевки на всю окружающую природу. Его жена сидит за моей спиной, зажалась в уголке и съёжилась в клубочек, боится пошевелиться, не то чтобы лишнее слово сказать. Я достал из ящика для всякой мелочи, водители называют этот ящик бардачком, набор открыток ручной работы, фотографии с моих картин. С обратной стороны на них написаны любительские стихи. Пират берёт в свои огромные медвежьи лапы эти скромные дары искусства, три раза сплевывает через правое плечо в окно, щелчком правой руки отщелкивает окурок далеко в сторону от машины. Откашлялся от никотина, наслоённого в бронхах, черной, как смола, слизью, еще раз сплюнул в окно и стал рассматривать первое изображение на фотографии под названием "Грязные привычки приглашают в гости смерть".



Картина «Впереди темень непроглядная»



Впереди темень непроглядная

На плоскости стоит четыре кирпича сложенные крестом. На вершине креста находится человеческий череп с разбитой теменной костью, в челюстях дымит папироса "Казбек". Перед крестом стоит бутылка по объему четверть литра, с этикеткой "ВОДКА МОСКОВСКАЯ". В бутылке бултыхается алкоголик, а черные рогатые, подобие человечков, пытаются его утопить. Алкоголик барахтается, голову опрокинул назад, старается глотнуть глоток свежего воздуха, а нечистые давят изо всех сил, на дно бутылки тянут. Рядом стоит пачка папирос "Казбек" и полная пепельница окурков, шприц с иглой, наркотой и всякой дурью. Всё это на фоне окутанном адским дымом. Вокруг парят чудовищные летучие мыши, вампиры и страшные приведения. В левом уголке, мерцающим бледным светом, горит маленькая лампочка, излучающая тусклый свет, надежду на спасение, всё это сопровождается надписью: "Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт". А кто не бросит грязных привычек, того ожидает адская, мучительная смерть.

Пират вдумчиво и долго рассматривал это народное творчество. Потом просмотрел пейзажи, портреты, композиции, почитал стихи "Ода матери", "Ода сыну", которую я написал своему лучшему товарищу, у него умер сын совсем молодым, не познавшим жизни, никогда не целованный. Он увлекался наркотиками и алкоголем.

Пират глубоко вздохнул, покачал головой, охнул и произнес: "Вот человек правильно живет, занимается нужным и очень важным делом". И вдруг он ни с сего, ни с того разразился заразительным смехом, и стал похожим на веселого ребенка. "А я вот дурень занимаюсь грязным делом, челночеством - подешевле купил, подороже продал. А по завершении сделок наркотики да смрад, это вы верно подметили на своей картине". И обращается ко мне: "Продайте мне эти открытки, они на меня подействовали как лекарство". Он вытащил тысячу зелёных и положил на торпеду, а фотографии засунул в левый карман своего пиджака, и произнес: "Эти открытки станут мне учителем жизни. Я на наркотики растратил бы эти деньги, а так спасибо вам, я исцелился, больше к этой гадости не прикоснусь ни за какие сокровища мира".

Благополучно мы доехали до их подъезда, быстро разгрузили машину, он пожал мою маленькую руку своей медвежьей услугой, я чуть не обмочился от боли его рукопожатия, сгреб меня в свои объятия и расцеловал. Сказал спасибо: "Я никогда не забуду нашей встречи, удачи тебе, мужик, в твоём хорошем деле, так необходимом людям". Я уехал с каким-то радостным и весёлым чувством исполненного долга перед неизвестным человеком. Искусство не только исцелило и исправило душевное состояние неизвестного мне человека, но перевернуло его внутренний мир и направило по правильной дороге жизни.

И.И. Христичев


ПечататьПечатать
Copyright © Иван Христичев   Все права защищены.

При цитировании материалов ссылка на первоисточник, гиперссылка для Интернет, обязательна.