НАЧИНАЮЩЕМУ ИКОНОПИСЦУ
Приступающему к изучению технике иконного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви.
| Пресвятая Богородица
1993 г., д., м., пигменты 40х33 И.И. Христичев |
|
Иконопись – это не просто искусство, это искусство Церковное.
Икона – это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше христианская жизнь, тем доступнее душе язык иконы. Тем ближе, роднее и понятнее все церковное. Наши предки умели «читать» язык икон гораздо лучше нас.
Поэтому примем во внимание основные положения иконописи:
-
ИКОНА – это не просто картина, образ, а прежде всего священный предмет, предмет религиозного почитания. Изображенное на ней лицо, точнее лик, получает по правилам Церкви, имя через надпись. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье она получила имя, её первообраз.
В виду этого с самого начала необходимо проникнуться благоговением к этому делу и признать его святым делом.
Святую икону на Руси любили всей силой своего горячего сердца, берегли, понимали и проводили всю свою жизнь при свете её. На иконописание наши предки смотрели, как на священное, БОГОМ преданное дело. В одном источнике ХVII века
читаем: «Иконную хитрость изобрети не Гигес Индийский, ни Полиглот (художник-грек), ни египтяне, коринфяне, хияне (китайцы), или афияне, но сам ГОСПОДЬ, небо украсивый звездами и землю – цветами в лепоту».
-
Необходимо иметь уважение к тем лицам, которые на протяжении прошлых веков потрудились в этом деле, сумели выработать язык иконы, создали её высокий, подлинно церковный стиль. Среди них мы знаем, прежде всего, святого апостола Евангелиста Луку, а после него бесчисленное множество иконописцев святых мужей и отцов Церкви.
-
Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она главным образом молитвой. Рассчитана она только на молитвенно предстоящего пред ней верующего. Её назначение – содействовать молитве человека молящегося перед нею, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве, она многое в иконе объясняет без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.
-
Много ошибается тот, кто будет искать в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается от обычного несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни не в любовании красотами этого мира, а в восхождении к Первоисточнику красоты – БОГУ. Природа - одно из средств познания БОГА, через созерцания её красот человек призывается прославлять БОГА – ТВОРЦА и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во ХРИСТЕ в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, вечной жизни во ХРИСТЕ.
Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, практически невозможно простому смертному, если нет на это благословения свыше. Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создала символ – наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ей свойственные формы.
Это есть древняя икона. «В блаженном созерцании образа узришь неизреченную красу Первообраза» (святой Василий Великий).
-
В иконе образно выраженная единая, незыблемая, общецерковная истина, и её важно сохранить незамутненной.
Поэтому, по соборному предписанию, тому, кто «сподобится» быть искусным в «иконном воображении, не подобает кроме святых икон ничтоже начертовати и воображати», то есть ничего такого, что идет от земли и возбуждает интересы земные в людях – ни зверя, ни змея», разве только если это потребуется в житийной иконе и то - следует то «писати якоже есть удобно и подобно». В этом постановлении Церковь, заботясь о сохранении высоты и чистоты духовного образа. Хочет уберечь иконописца от ненужного для него и опасного увлечения предметами, образами и картинами мира вещественного. Так как, набив себе голову и душу случайными подробностями здешнего мира, он неминуемо понесет потом все это в икону. Чем ответственнее иконное изображение, тем большей оно требует проникновенности и внимания, так как больше возможности здесь войти в икону искажениям: случайным линиям, неоправданным красочным пятнам.
И эти искажения идут в священное изображение от неумелости, невежества или дерзостного самочиния иконописца, не боящегося отступить от иконописного предания и вносить в церковный образ «мудрование СВОЕ, мудрование плоти».
Кроме этого, икона, считает Церковь, может быть сделана церковно только Чистыми руками, поэтому Стоглавый собор 1551 года (43 гл.) предписывает иконописцу правила нравственности: ему должно быть «смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу. Не сварливцу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно, хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться и исповедоватися и по их наставлению и учению житии в посте, молитве и воздержании со смирением.
За правилами жизни, собор не оставляет без внимания и грамотность иконописцев в этом деле, и должное отношение к своему труду.
Собор повелевает: «с превеликим тщанием (старанием) писати образ Господа Нашего Иисуса Христа и Пречистыя Богоматери и святых, по образу и подобию, и по существу и по лучшим образцам древних иконописцев; а от самосмышления бы и по своим догадкам Божества бы не описывали». Кто же из учеников тех начнет «жити не по правилам завещания, в нечистоте, пьянстве и бесчинстве, тех от дела иконного отнюдь не отлучати, и касатися того не велети, боящееся реченного – «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением». Поселянам же и невежам, которые по сие время писали иконы не учася, самовольством и самочинием, не по образу, строго наказать, Чтобы учились у добрых мастеров; и которым Бог даст эту премудрость, тот бы писал, а кому не даст, тот должен « конец от такового дела престати», чтобы имя Божие ради их плохого письма не хулилось, ибо «не знают, что делают, и греха себе того не ставят».
-
Почему же начинающему художнику не рекомендуется учиться по картинам, а иконописцу, наоборот, предлагается работать только «по образцам»?
Предметом изображения светского художника является мир здешний, всеми нами видимый; он стоит перед глазами художника во всей своей красоте и многообразии. Ему остается изучать его и писать как можно ближе к тому, что видит он сам. Если хочет в этом деле продвигаться, развивая остроту и точность глаза. И не повторять то, что увидел и изобразил, может быть с ошибками, как кто-то другой.
Иное дело – иконописание. Древняя икона касается мира иного, нами невидимого, Божественного. Постигать его, и правильно постигать далеко не всякий может, тем более давать соответствующую ему художественную форму. Однако были
(возможно, есть и теперь среди нас) люди, которые при чистоте сердца, способного созерцать сокровенную истину, получили еще и дар творчески воплощать в видимых образах то, что чувственному восприятию недоступно.
Много столетий Церковь Христова в лице своих иконописцев трудилась, вырабатывая художественную форму иконы, и теперь мы имеем в ней образ, приближенный, насколько возможно, к миру невещественному с одной стороны, и к нашему, крайне ограниченному пониманию этого мира, с другой стороны. Поэтому, в противоположность мирскому художеству, совершенствоваться в котором можно только через изучение природы, иконописи нужно учиться только через копирование древних икон, в которых невидимое явлено в доступных для нас формах.
Копируя икону, человек всесторонне познает её и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания. Он поражается четкостью форм иконы, внутренней обоснованностью деталей и поистине святой простотой художественного выражения.
Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное, даже не один год. Многие за такой работой нашли со временем полное удовлетворение своим художественным запросам и, оставив искусство светское, посвятил себя иконописанию.
-
При подборе иконы для копирования надо иметь в виду, что, наряду с иконами высокого художественного качества, существует много икон низкого качества выполнения, так называемых «примитивов», которые вышли из бывших сельских ремесленных мастерских. Они никак не могут служить образцами для изучающих иконопись.
В вопросе, что копировать, лучше следовать совету опытных лиц, так как среди икон различных веков и школ не каждая может идти за образец для начинающего.
Репродукции всегда могут помочь в рисунке и композиции: могут быть указанием, как положить правильно высветления на ликах и одеждах, но колорит их почти всегда искажен; точно следовать ему не следует; самый же тон, например: красного, синего, зеленного и другого, можно взять верно, только имея опыт копирования подлинников.
-
В работе над иконой могут встретиться опасности впасть в ошибки и незаметно сбиться с пути. Это случается и в начале, и в дальнейшей работе. Тот, кто широко развит в светском искусстве, хорошо знает природу и анатомию, долго не может примириться с особенностями рисунка иконы, невольно находит множество «неправильностей», «искажений», хочется чуть-чуть тут или там что-то исправить, кажется, что «так не может быть». Следовать себе здесь нельзя, так как в иконе действует видение внутреннее, а у художника ученика – внешнее. Надо принять пока «на веру» все, что не понятно и мало приемлемо, и повторить то, что есть. Понимание приходит со временем.
В дальнейшем, когда своеобразие иконописного образа будет внутренне принято и оправданно, когда в памяти внедрятся примеры художественного выявления образа иконы, может явиться соблазн проявить свою творческую импровизацию» решить то или иное, не обращаясь за справками к образцам, «по-своему»; в начале хотябы в деталях. Если встать на путь, не имея к тому внутренних данных, то постепенно можно внести в иконный образ много нелепостей, тогда как в подлинной иконе нет никакой бессмыслицы, нет ни одной случайно брошенной линии, необоснованного красочного пятна. Творчество Церковь приемлет, но в том случае, если в нем сохранена общецерковная Истина, а это возможно только в том случае, если художник, овладев техникой, обладает еще и даром не только духовного видения, но и творческого воплощения увиденного.
Кто из нас может похвалиться этим, когда и святые созерцали иной мир лишь урывками?
Если светский художник, избрав тему по своему настроению, произвольно творит и форму изображения, и материалом художественным распоряжается, как ему хочется, то иконописец, если он хочет быть хорошим иконописцем, должен здесь проявить полное послушание Церкви и писать образ по точно установленным и освященным традицией образцам и лишь то, что послужит делу спасения людей.
В работе над копией совсем недостаточно машинально вводить те или иные линии, какие видишь в оригинале, или закладывать подобранные тона. Вначале надо вглядеться в икону, отметить и оценить безупречность и завершенность рисунка и цветовой композиции; надо учиться читать смысл, складок одежд, значение того или иного поворота фигур, голов, рук.
Внимательно всмотревшись в образ, надо постараться уловить её содержание, войти в это содержание, проникнуться им, оно всегда молитвенно и всегда строго церковно. Тогда меньше будет в работе ошибок, и сделанная копия не будет отзывать мертвой схемой. По окончании работы хорошо оставить её на день или два; утомленные глаза перестанут замечать недочеты, а через некоторый промежуток времени, когда сравнишь копию с оригиналом, упущения сразу бросаются в глаза и можно внести нужные поправки.
Наконец, кто хочет что-либо хорошо делать, тот должен делать это как можно больше, чаще и тщательнее.
В заключение скажу, что вера, смирение, чистота были естественными качествами иконника. Постоянным подвигом он умножал в себе эти качества, что приводило его к все большему просветлению, и наконец к святости. Свой талант он не считал своим, а полученным от Бога «тунн» (даром), и для Бога нужно было возделать его, принести Господу и смиренно возвратиться к подателю жизни, ничего не оставив о себе, (даже подписи на образе), чтобы не получить похвал, которые только вредны и отвлекают от славы Единому и Вечному.
«Смирение – это не уничтожение личности, а её обогащение, воспитание, собирание и возвращение.
Христианское смирение – это радость, обновление и соучастие в подвиге Христовом, а подвиг христианский – легкое иго Христово – радостен и светел».
ИКОНА ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ПЯТЬ ЦАРСТВ
1. Минеральное (мел, красители)
2. Растительное (дерево, паволока, олифа)
3. Животное (клей, яйцо)
4. Человеческое (действие, иконописец)
5. Ангельское (техника, учение, канон)
|
ТЕХНИКА ИКОНОПИСАНИЯ
Техника иконописания совершенна, своеобразна и сложна, последовательность писания иконы выработана древностью, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение вплоть до наших дней. Поэтому начинающие иконописцы должны также строго и неуклонно её придерживаться.
|
Заготовка древесины, будущих досок, для икон. (в средней полосе России в основном липа)
|
|
Если же в силу обстоятельств, придется от некоторых материалов и приемов отступить, то каждый иконописец должен бояться более всего нарушать, главное: установленный образ иконы и последовательность его построения.
ПОРЯДОК ГЛАВНЕЙШИХ ПРИЕМОВ ИКОНОПИСАНИЯ
ЭТАПЫ:
- Выбор основы – доска. Обработка.
- Подготовка основы к грунтовке. Материалы. Наложение грунта. Пемзование и очистка наждачной бумагой. Обработка обратной стороны основы.
- Подготовка и нанесение левкаса, на основу.
- Рисунок. Подлинники. Материалы, Золочение. Раскрытие иконы. Доличное. Лики. Надписи. Венчики. Кайма на полях.
- Олифление.
Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев.
Первый слой - щит из деревянной доски, или кусочек холста (для таблетки), что является основой произведения.
Второй слой – грунт и левкас – приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином, но самый лучший мездровый).
Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии, бывают случаи, когда подменяют искусственной – казеиново-масляной.
Четвертый слой – защищающий живопись от внешних воздействий - защитный, или покрывной, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
Сообразно с этим и робота над иконой распадается на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, подготовка левкаса, живопись и закрепление её олифой.
При писании иконы необходимо знать УЧЕНИЕ ОБ ИКОНЕ, учение о БОГЕ и человеке, где проводится параллель между воплощением человека по образу и подобию Божию и иконы.
Создание иконы делится на три этапа работы:
- Делание телесное (доска, паволока, левкас, золочение)
- Душевная работа с цветом.
- Духовная работа со светом.
Принцип ТРОИЧНОСТИ присутствует на протяжении всей работы над Иконой. Еще в древнем Египте была попытка ввести понятие троичности Бога-Солнца (само солнце как физическое тело, свет, тепло), но после смерти фараона Эхнатона оно было похоронено борцами со своим учением о троичности. В христианстве принцип троичности ярко выражен в учении о Боге и человеке.
Человек, созданный по образу и подобию Божию, троичен:
- ТЕЛО – обладает принципом Воли и Света и соотносится с Отцом;
- ДУША – обладает принципом Премудрости и соотносится с Сыном;
- ДУХ - обладает принципом Любви и соотносится со Святым Духом.
- СВЕТ – по-гречески ФОСС, относится к понятию ПУТЬ;
- ПРЕМУДРОСТЬ – по-гречески СОФИЯ (отсюда слово философия), относится к понятию ИСТИНА;
Божественная Любовь по-гречески АГАПА, относится к понятию ЖИЗНЬ. Волевой принцип должен быть понятийным, иначе возникает раздвоенность. В человеке Душа, ум и сердце направляют волевой акт. Они должны пребывать в гармонии, тогда человек «строен». Если гармонии нет, то он «расстраивается». А когда в действиях человека отсутствует душа, или ум, или сердце, то снова возникает раздвоенность. Каждая ипостась ТРОИЦЫ имеет энергию своей ипостаси. В сочетании Премудрости и Любви рождается СВЕТ, в сочетании Света и Премудрости рождается ЛЮБОВЬ, в сочетании Любви и Света рождается Премудрость. Каждое понятие обладает качествами другого. Божественная Любовь имеет СВЕТ и Премудрость, СВЕТ имеет ПРЕМУДРОСТЬ и БОЖЕСТВЕННУЮ ЛЮБОВЬ и т.д.
Раньше, в основном, иконы писались монахами. В Соборном определении о живописцах и о честных иконах (1552 г.) говорится: «Подобает быть живописцу смиренным, кротким, благоговейным, не празднословцем, не смехотворцем, не сварливым, не завистливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей. Уметь сохранять душевную и телесную чистоту, со всяким опасением к грехотворению. Не заниматься прелюбодеянием, должен по закону жениться, и браком сочетаться, и посещать духовного отца своего, исповедоваться и обо всем извещать. И по их наказанию и учению жить в посте и в молитвах, и воздержании со смиренномудрием, кроме всякого зазора и бесчинства. С превеликим тщанием писать образ ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА, и ПРЕЧИСТАЯ Его БОГОМАТЕРИ и Святых Пророков, и Апостолов, и Священномученников, и Святых мучениц, и Преподобных жен, и Святителей и Преподобных Отцов, по образу и по подобию, по существу. Внимательно всматриваться на образы древних живописцев. И знаменовать с добрых образцов».
В зависимости от посвященности молящегося молитвы бывают:
- УСТНАЯ
- УМНАЯ
- СЕРДЕЧНАЯ
- СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ.
В лице иконы мы имеем созерцательную молитву.
При расколе русской Православной Церкви был нарушен принцип ВНУТРЕННЕГО делания. Написание Иконы превратилось в ремесленничество. Их стали писать художники и люди, далекие от праведной жизни и учения Церкви. Иконы стали заковывать в оклады (одна из форм иконоборчества). Аналогичный процесс проходил в Византии под натиском турок.
Когда икона сделана ПРАВИЛЬНО (т.е. сочетает гармонию внешнего и внутреннего делания), то возникает энергийное состояние БОГОПРИСУТСТВИЯ. Отсюда идет почитание к иконе. Лосев писал, что ИМЯ есть энергийно выраженное, умно символическая стихия Мифа. Поэтому в молитве происходит соединение Имени с БОГОПРИСУТСТВИЕМ.
Продолжение следует.
Иван Христичев.
|
Copyright © Иван Христичев Все права защищены.
|
|